К сожалению, изучение эмоций с точки зрения официальной науки началось не так давно, и сколь-нибудь подробного и всеобъемлющего материала на эту тему найти просто невозможно. Этим занимаются целые лаборатории в серьезных институтах, эмоции рассматривают с точки зрения физиологии и биохимии, психологии и этики общения. Но какой-либо стройной теории эмоциональных проявлений на базе материалистического подхода выстроить не удалось. Это кажется тем более странным в условиях, когда появились отдельные публикации об энергетических основах эмоций, об их месте и значении в тонкой структуре человека. Хотя удивляться не приходится: официальная наука и эмпирический опыт веков и поколений всегда противопоставлялись друг другу, а каждая новая научная школа начинала с того, что отвергала достижения или принципы предыдущей. С того давнего времени, когда маги и люди со сверхчувственными способностями определили значение эмоций для нашей жизни, сменились десятки научных школ и подходов, произошли переходы количества в качество, отрицание идей неоднократно сменялось их возвеличиванием, а человек просто живет в своих эмоциях и не думает о том, зачем они даны ему...

  • Постулаты теорий
    Между тем постулаты многих магических теорий говорят о том, что эмоции — движитель наших действий, отражение наших глобальных желаний и стремлений в жизни и собственной судьбе. Ни одно магическое или энергетическое воздействие на человека или ситуацию невозможно без эмоционального накала, без желания изменить что-то в себе или внешнем мире. Ритуал, проведенный отрешенно и безэмоционально, пуст. Он просто не работает, все привлекаемые силы не действуют так, как этого хочется оператору. Ни одна порча, ни один сглаз не достигнут своей цели, если у жертвы и человека, замыслившего зло, не будет необходимого эмоционального состояния. Также невозможно ощущение праздника без эмоции радости, также нет секса без желания, нет драки без эмоции гнева или агрессии.Эмоции — всего лишь внешние проявления наших энергетических способностей и возможностей, а поэтому изучение их с материальной точки зрения никогда не откроет исследователям всей правды об этих сложных процессах в организме и структурах человека. Так же, как нет полноценных действий без эмоций, так и нет эмоций без выплеска энергии, без затраты внутренней силы. Чем более развит индивидуум энергетически, тем более сильные изменения в окружающем мире вызывают его эмоции, явные или подавленные. Часто можно слышать, что некий человек силой мысли может мстить за нанесенные ему обиды, но на самом деле мщение определяют не мысли — сила мщения возникает из эмоций, из разочарований и гнева.
  • Влияние эмоций
    Эмоции влияют не только на окружающий мир, но и на своего носителя. Они способны отравить человеку Жизнь, сделать его совершенно другим, непривычным, могут полностью перевернуть жизненный уклад любого из нас. Известны литературные и исторические примеры, когда гнев толкал человека на преступление или длительное, рассудочное мщение своим врагам (вспомните графа Монте-Кристо — десятки лет человек по всему свету искал своих противников и способы воздействия на них и достиг-таки своей пели), радость заставляла человека забывать о разуме, а страх загонял человека в кабалу собственных комплексов и причуд, вплоть до полного отказа от жизни.Путем долгих наблюдений за собой и другими людьми шаманы и маги выработали несколько основных концепций эмоциональных проявлений человека.
  • Бхавы
    Одна из них связана с индийскими мыслителями и является достаточно пространной и обширной. Эмоции человека, называемые «раса», делились на восемь основных и тридцать три второстепенных. Каждой из эмоций соответствовало свое чувство или душевное состояние — «бхава». Основные эмоциональные проявления подразумевали под собой любовь, скорбь, гнев, смех, героическую решимость, страх, отвращение, удивление. Каждой расе соответствовала собственная бхава: любви — страстная, смеху — смешная, страху — страшная, скорби — жалостливая и т. д. Индусы разработали довольно подробную классификацию рас и бхав, описав возбудители чувств и эмоций, присущие проявлениям души внешние признаки (голос, походка, выражение лица), сопутствующие им второстепенные эмоциональные всплески. Из подобного описания складывались очень подробные и развернутые характеристики рас.
  • Описание эмоции
    Эмоция считалась неописуемой и непредметной, а поэтому можно было ввести только внешние определения или признаки проявленной эмоции. Кроме описания эмоции непосредственно у человека, возникают и описания факторов, склоняющих человека к той или иной эмоции,— пейзажи, время дня и года, речи других людей, цвета, еда и напитки. Подобные подробно классифицированные описания были вытащены из лечебного трактата Древней Индии — «Аюрведы». Все эти знания применялись на многих уровнях бытия, но очень четко выразились в условности индийских танцев и музыки, где в каждом движении руки и в каждой взятой ноте заключен не только музыкальный, но и эмоциональный смысл. Музыка, движение, выражение лица танцоров, пусть несколько выспреннее, неестественные для европейца, не только разворачивают сюжет, но и имеют своим направлением вызывание определенной степени чувствительности, определенной эмоции.Одним из важных ключей, связанных с эмоциями, который впервые описали индусы, является понятие неконкретности эмоциональных переживаний. Древние мудрецы, йоги и эстеты определили, что эмоция не всегда напрямую связана с переживанием, с существующей ситуацией, которая разворачивается вокруг носителя эмоции. Это послужило важным шагом к тому, что внутреннее состояние человека и происходящее вовне его далеко не всегда связаны напрямую. Индусы утверждали, что эмоция закладывается внутри нашего сознания под действием самых разнообразных факторов, в числе которых можно упомянуть и наши воспоминания о прежних душевных переживаниях в ранее случавшихся подобных ситуациях. Таким образом было объявлено, что эмоция — более глубинный и сложный отклик человека на происходящее, нежели просто рефлекторный ответ со стороны психики и мимики.
  • Другая теория
    Другая теория чувств и эмоций соотносится с китайскими мировоззрениями и напрямую привязана к китайской традиционной медицине. Она рассматривает пять основных эмоций в жизни человека: гнев, радость, раздумье, печаль и страх. Все эти эмоции взаимодействуют друг с другом согласно концепции «Усин» (пять начал) и представляют собой не что иное, как отражение внешних энергий в психике и поведении человека. Общие влияния эмоций друг на друга ложатся в схему пятиконечной звезды, в которой каждая последующая единица порождается предыдущей (правило «мать — сын»), а чередующиеся через одну позицию единицы подавляют друг друга (правило «дед — внук»).